Блог для мысковских школьников, их родителей, учителей и библиотекарей

среда, 7 сентября 2016 г.

ЗЕЛЁНЫЕ ЛИВНИ

Рассказ


Интересно лечится мой дедушка. Наберёт крапивных листьев, так чтоб полная большая кадушка их была, потопчет их в той кадушке и оставит дня на два под солнышком. А потом залезает в кадушку, в эти листья, и сидит. Пот с него ручьями бежит – как в бане. А он только покряхтывает от удовольствия. Какое от крапивы удовольствие?! Я к ней подойти боюсь – вон как она стрекается…
Много дедушке крапивы надо. Вот и позвал он меня с собой. Я хоть крапивы и боюсь, но с дедушкой пошёл. Люблю я дедушку и не хочу, чтоб он болел. И потом, с ним всегда так интересно! Он столько знает и про деревья, и про травы, и про птиц, и вообще… Дедушка меня только позови…
Нарежем мы серпами вязанку крапивы, сядем под какую-нибудь берёзку и листочки крапивные обрываем. Скажете: «Ты же крапиву боишься, а как режешь-то, а общипываешь-то как? А?»
– Ха! Я же в рукавицах, аж до локтей. Краги называются. И одежда у меня вся застёгивается. Вот вам и «А»…
Сидим мы с дедушкой, работаем. А тишина-а-а. И небо голубое-голубое. И сквозь берёзовые ветки кажется, что его лоскутками по веткам берёз развесили.
Вдруг как забарабанит по листьям, как зашумит! Я глядь вверх – крупные серебринки летят, щёлкают по листьям…
– Дедушка, дождик! Слепой дождик! – обрадовался я. Я его не боюсь, потому что у нас для этого в тележке и плащи из плёнок есть. Дедушка специально взял.
– А ты лови его, лови, – смеётся дедушка.
Я вмиг сбросил краги и давай ловить. Стараюсь, а он не ловится. Капли – раз! И куда-то в сторону отскакивают от ладони. Ни одна капля в ладошки не попала. И самое главное…
– Дедушка, – спрашиваю, – а почему же кругом сухо?!
– А это такой зелёный ситничек, – радостно смеётся дедушка, – сеяничек берёзовый.
Он встал, наклонил одну из веток берёзы и сорвал с неё серёжку.
– Смотри, что это?
– Серёжка берёзкина.
– Верно, – дедушка нажал на серёжку пальцами. Как брызнет из неё во все стороны! И по траве тук-тук-тук…
– Ну, – улыбается дедушка, – понял, какой такой зелёный ситничек?
И снова сел общипывать крапиву.
– В хорошее лето, да где-нибудь в роще из берёз-ровесниц, – продолжил он, когда я тоже сел щипать крапиву, – случаются такие дружные дожди-окатнички, прямо настоящие ливни зелёные… А теперь давай-ка одну такую каплю посмотрим, – снова встал дедушка, отложив лежавший на его коленях пук крапивы, и взял ту самую берёзовую «каплю». – Видишь: вот тугой орешек. А по обеим сторонам у орешка лёгкие крылышки. Орешек – это семя. Если его посадить в землю, из него может вырасти новая берёзка. В природе всё хочет после себя  потомство оставить. Птицы выводят птенцов, звери зверят ростят, а берёзка вот семена сеет. Не будь такого – земля бы опустела. Птицам и зверям, куда как проще: куда захотел, туда и пошёл, куда вздумалось, туда и полетела. А дерево с места сойти не может, не положит своё семя куда надо. Вот у семян берёзы и появилось что? – хитренько посмотрел на меня дедушка.
– Выросли крылышки!
– Точно, одобрил меня дедушка, – выбросит серёжка семечко – подхватит его ветер-бедокур и унесёт в неведомо куда. А на будущий год – глядь, из него слабенький росточек проклюнулся.
Пройдут годы, и разовьётся из росточка да как зашумит на наших сибирских ветрах берёзонька, как закудрявится красавица! И другого, – дедушка потрепал меня по голове, – такого же вихрастого да любознательного осыплет своими крылатками.


Комментариев нет:

Отправить комментарий